1 0
2 608 посетителей

Блог пользователя evostr

Инвестиции на фондовом рынке

Об инвестициях на фондовом рынке с использованием индивидуального инвестиционного счета и не только.
27.03.2021, 12:28

Аэрофлот ждет "мягкая" национализация?

Последние несколько месяцев слышал достаточно много мнений, что вот дескать вакцинацию проведут, коронавирус победят, и Аэрофлот снова "полетит", что сейчас его акции недооценены, и он будет чуть ли не главным выгодоприобретателем от возвращения экономики к нормальному функционированию.

Нет, не будет. И по моему мнению, текущая оценка акций Аэрофлота, наоборот, слишком оптимистична. Тому есть несколько объяснений.

Во-первых, текущее финансовое состояние компании и ее операционная деятельность. 2020 год Аэрофлот закрыл с рекордным убытком в 123 млрд. рублей. Этот убыток "съел" весь добавочный капитал, который компания получила за счет SPO (о самом SPO поговорим чуть ниже). В результате текущая балансовая стоимость компании стала отрицательной, т.е. ее долги превышают ее активы. А это значит, что никакой внутренней стоимости у Аэрофлота сейчас нет, покупая его акции, вы ничего не получаете кроме долгов.

Теперь к самому долгу - общий долг авиакомпании за 2020 год вырос на 31% и составил 751,9 млрд руб, чистый долг на конец 2020 - 658,2 млрд руб. (+20,1% г/г). Рост долга произошел по двум причинам - переоценка стоимости лизинговых обязательств из-за падения курса рубля (существенная часть долга номинирована в валюте) и привлечение новых кредитов для поддержания текущей деятельности. Соотношение чистый долг/EBITDA выросло до 24,4х против 3,2х на конец 2019 г., такие цифры уже не просто намекают, а прямо трубят о надвигающейся финансовой катастрофе.

Да, в 2021 возможно в целом финансовые показатели немного и улучшатся относительно совсем уж провального 2020. Но шансы закрыть год даже с символической прибылью практически равны нулю, поэтому компании придется снова думать на тем, где взять дополнительную ликвидность - а это либо увеличение долга (интересно, много ли есть желающих давать на рыночных условиях в долг компании с соотношением чистый долг/EBITDA 24,4х?) либо новое SPO.

Теперь про SPO. Как-то большинство инвесторов про него благополучно уже забыли, но этого делать нельзя. Нужно понимать, что за счет проведенного размытия капитала по сути сейчас каждая акция - это всего лишь 0,4 от того, что было до SPO. При этом все полученные деньги не пошли на сделки M&A, инвестиции, закрытие долгов или что-то еще, что могло бы увеличить стоимость компании и ее финпоказатели в будущем. Нет, все деньги были потрачены на текущую операционную деятельность и латание дыр в бюджете, т.е. попросту "проедены".

Еще один серьезный негативный фактор для Аэрофлота - это цены на нефть в рублях. Сейчас они около исторических максимумов за счет того, что цены на нефть на глобальных рынках полностью восстановились, а курс рубля при этом восстанавливаться не стал. Почему-то мало кто вспоминает про это, но в 2018 подобная ситуация только сама по себе без всякого закрытия границ привела к серьезным убыткам авиакомпаний.

Ну и закончим текущий обзор, кратко упомянув общие риски в авиаотрасли. Сейчас в Европе во всю идет уже третья волна ковида, которая значительно увеличила риски того, что летний курортный сезон и в этом году будет скомкан. Помимо этого нужно понимать, что даже если все границы откроются, то общий спрос на авиаперелеты уже не будет прежним. Да, в первый момент возможен пик из-за отложенного спроса. Но в целом, и граждане, и компании будут урезать бюджеты на путешествия/командировки.

Как по мне, шансы полноценно выжить в такой ситуации у Аэрофлота минимальны. Естественно, государство не допустит краха компании, поддержка ей будет оказана, и летать то самолеты продолжат. Но вот компания будет "мягко" приватизирована через очередные SPO, т.е. у миноритарных инвесторов вроде бы акции и останутся, но их доля в общем объеме снизится в 5-10 раз к докризисным показателям за счет новых выпусков. Единственный вариант почему это не произойдет - это если государство решит все-таки поддержать авиакомпании напрямую субсидиями и выплатами из бюджета. Как, например, это сделали в США. Но пока почему-то наши не торопятся.

1 0