0 0
91 посетитель

Блог пользователя Freedom-news

Экономические новости и статьи

Новости, статьи
1 – 6 из 61
Freedom-news 26.05.2019, 18:06

У украинцев отняли возможность спекулировать на электричестве

С солнечными электростанциями (СЭС) на Украине произошел скандал: для частных СЭС, расположенных на земле, обнулили «зеленый тариф».

Но обо всем по порядку. Для домашних СЭС, то есть находящихся в собственности у частных лиц, во многих странах мира распространена практика сдачи излишков получаемой электроэнергии в сеть. Разумеется, только в те моменты, когда эти излишки образуются. Если собственное потребление домохозяйств равно (или превосходит) энергию, генерируемую СЭС, вся электроэнергия солнца должна тратиться на собственные нужды.

Другими словами, покупать энергию из сети для собственных нужд, одновременно сдавая солнечную энергию в сеть, нельзя. Тем более что это нельзя осуществить и технически (если все делать по закону), ведь уходит электроэнергия из домохозяйства по той же линии электропередачи, что и приходит.

Соответственно, рентабельность таких домашних солнечных электростанций зависит как от сетевого (обычного) тарифа на электроэнергию, так и от цены выкупа энергии солнца у владельцев СЭС.

К примеру, в Европе, где цены на электроэнергию очень высоки, равно как и стоимость выкупа лишней энергии домашних СЭС, установка таких станций вполне оправданна. Напротив, в России электричество «из розетки» дешевое, при этом покупка лишней энергии солнца у частников осуществляется по обычному тарифу оптового рынка, без каких-либо надбавок. Поэтому интерес к таким решениям у простых граждан, особенно в регионах с умеренной инсоляцией, минимальный, хотя законодательно эта возможность уже появилась. Намного дешевле брать энергию «из розетки» и не мудрить.

На Украине же ситуация промежуточная. С одной стороны, энергия «из розетки» пока еще стоит дешево. С другой стороны, стоимость покупки (выкупа) лишней электроэнергии солнца высока — около 12 российских рублей за киловатт-час (для частных лиц), что на 20 процентов выше цены выкупа для промышленных СЭС. Соответственно, у домовладельцев возникают соблазны повысить прибыли и стараться по максимуму отдавать энергию солнца в сеть, одновременно пользуясь электроэнергией «из розетки» для собственных нужд.

Кроме того, в идеале частные СЭС должны устанавливаться на крышах, что приведет к экономии земли, часто плодородной. Именно против СЭС на земле и направлен новый закон. Уже построенным станциям неожиданно отменили плату за сдачу лишней электроэнергии солнца в сеть. То есть полностью предоставили самим себе. Разумеется, разразился скандал, и уже обсуждаются перспективы отмены принятого решения.

Конечно, возможны злоупотребления, когда домашние СЭС по факту становятся промышленными. Но даже со злоупотреблениями на первый взгляд непонятно, чем частник по большому счету отличается от промышленных СЭС. Тариф для частника чуть выше, но это не столь критично, особенно с учетом того, что СЭС домохозяйств занимают небольшую долю от общего числа станций. Как мы недавно обсуждали в контексте промышленных СЭС, оправданность выбранной модели развития украинской электроэнергетики в принципе вызывает вопросы, так как увеличение доли возобновляемых источников очень быстро обернется ростом тарифов. Но если эту модель все же принять, по платежу солнечным станциям бизнес мало чем отличается от частников.

Как сообщает украинская «Экономическая правда», в настоящее время мощность частных СЭС составляет 190 МВт, примерно 12% всех украинских СЭС. А количество домашних станций на конец марта — 8843. То есть средняя мощность домашней СЭС — 21 кВт. С учетом того, что большую часть времени станции работают не с полной отдачей, такая мощность выглядит оправданной. Но в те моменты, когда все 20 кВт включены на полную мощность и отдают энергию в сеть, это уже может привести к избыточной нагрузке на сетевую инфраструктуру.

Любопытно, что лидируют по числу домашних СЭС Киевская и Днепропетровская области. Это подтверждает то, что основной владелец таких станций — украинский средний класс. Это и понятно, ведь даже за относительно небольшую станцию на пять-семь киловатт выложить придется около десяти тысяч долларов.

Так или иначе, очевидно, что в ближайшие годы Украина столкнется со всеми «болезнями» энергосистемы с растущей долей ВИЭ, и это далеко не только повышение тарифов на электроэнергию.

Во-первых, нестабильность возобновляемой генерации. Даже сейчас время от времени приходится балансировать эту нестабильность угольными станциями, а в дальнейшем проблема только усилится. Тем более что базу электроэнергетики составляют неманевренные АЭС. Во-вторых, понадобятся и дополнительные инвестиции в сетевую инфраструктуру. Выдача энергии солнца на пике мощности потребует дополнительных сетевых мощностей, которые в остальное время будут простаивать.

Конечно, есть возможность побороть нестабильность ВИЭ со стороны потребителя. То есть установкой у населения — как правило, владельцев домашней СЭС — накопителя электроэнергии (аккумулятора). Схема «солнечная электростанция плюс накопитель» действительно рабочая, только электричество получается уж больно дорогое, и без того высокую цену энергии солнца придется увеличить в полтора-два раза.

С 1 июля начинается либерализация энергорынка на Украине. Пока цены населению гарантируются, но что дальше? Прочие категории потребителей уже сейчас опасаются резкого роста цен в условиях ограниченной конкуренции в сфере предложения. В данный момент тарифы для населения на Украине регулируются, они зависят от объема потребления и других факторов, но в среднем составляют около трех российских рублей за киловатт-час.

В этих условиях стратегия украинского среднего класса понятна: установить собственные ВИЭ, получить по максимуму окупаемость своих СЭС, пока система оплаты энергии при сдаче излишков в сеть работает, а в будущем поставить накопители энергии и полностью или почти полностью стать автономными.

И да, это будет дорого (хотя частично затраты удастся отбить повышенным тарифом), но самообеспечение энергией в условиях известных рисков развития негативных тенденций на Украине — намного важнее. Однако сюрпризы, когда отдельные категории внезапно могут лишить «зеленого тарифа», мы видим уже сегодня.

Главная же проблема в другом. Пока меньше десяти тысяч домохозяйств по всей Украине могут позволить себе собственные солнечные электростанции. Это ничтожно мало в стране с 35-миллионным населением. Так как оплата повышенного тарифа происходит за счет сбора со всего рынка, фактически за будущую энергонезависимость среднего класса платит вся страна. Если же вдруг представить, что число домашних СЭС увеличилось на порядок или два (как это произошло в той же Германии), то такая система будет жизнеспособной только в случае роста и тарифа «из розетки».

Источник

0 0
Оставить комментарий
Freedom-news 25.05.2019, 16:59

Китай подводит США под редкоземельный удар

Пекин готовит ответный удар Вашингтону на фоне эскалации торговой войны и истории с Huawei. Эксперты полагают, что Пекин вынет из рукава припрятанный козырь – свое господство на мировом рынке редкоземельных металлов. Под ударом окажется вся высокотехнологичная отрасль США, в том числе бизнес Илона Маска и яблочный мир Apple. Выиграть в этой войне сможет тот, кто в ней не участвует, а именно Россия.

Визит председателя КНР Си Цзиньпина на предприятие по производству редкоземельных металлов в то время, как Вашингтон наносит удар по китайскому Huawei, вызвал предположение, что эти металлы могут быть использованы в качестве оружия в торговой войне с США, сообщает Bloomberg. Этот визит «посылает США предупреждающий сигнал о том, что Китай может использовать редкоземельные металлы в качестве меры возмездия по мере эскалации торговой войны», заявил аналитик Pacific Securities Ян Куньхэ. По его словам, Китай может ограничить экспорт редкоземельных элементов в США.

Австрийское издание Contra Magazin также считает, что Китай в ближайшем будущем может применить «ядерный вариант» в торговой войне с США – остановить экспорт «редких земель» в Штаты.

Наконец, профессор Китайского народного университета Цзинь Цаньжун (Jin Canrong) в своей статье в Global Times назвал эмбарго на редкоземельные металлы из Китая одним из трех козырей Пекина в торговой войне с США.

США не случайно сделали исключения для редкоземельных металлов, когда вводили пошлины в 10%, а потом повысили до 25% пошлины на китайские товары на сумму 200 млрд долларов. И американцы не включают эти металлы в новый список импортируемых китайских товаров еще на 300 млрд долларов, которые также обещают обложить пошлинами.

Китай ежегодно вырабатывает около 105 тыс. тонн редкоземельных металлов, что составляет около 81% от объемов мировой добычи. Запрет или ограничения на поставки редкоземельных металлов из Китая ударит по технологическому сектору США.

«Китай доминирует на рынке редкоземельных металлов и будет доминировать еще как минимум пару десятилетий. На Пекин приходится 90% поставок РЗМ, и именно китайцы формируют на них цены. Коммунистическая партия Китая (КПК) является конечным бенефициаром в компаниях, занимающихся добычей РЗМ. Она контролирует и манипулирует этим рынком», – говорит газете ВЗГЛЯД директор компании «ТДМ96», занимающейся продажей в России китайских редкоземельных металлов (РЗМ), Александр Топорков.

Редкоземельные металлы содержатся в каждом телефоне, в каждой машине, в каждом самолете. Топорков приводит примеры применения РЗМ. Так, динамики и спикеры телефонов работают на редкоземельных неодимовых магнитах, высокое содержание РЗМ отмечается в аккумуляторных батареях, покрытии самолетов, в том числе российских, основано на цирконий-иттриевых порошках. Турбины, лопасти вертолетов также покрывают этим составом для увеличения износостойкости и предела старения и температуры. Кроме того, ведется разработка высокопрочных поршневых систем двигателей (как российских, так и американских) с добавлением в алюминий различных легирующих редкоземельных металлов – скандия, эрбия, иттрия.

«Вся продукция Илона Маска, и автомобильная, и космическая, содержит в себе огромное количество редкоземельных соединений. Американская корпорация Molycorp, добывающая редкоземельные металлы, не сможет удовлетворить все потребности даже компаний Маска, не говоря уже обо всех остальных, работающих в области Hi-Tech. А именно они – основные потребители РЗМ», – говорит Топорков.

Отсутствие постоянных поставок редкоземельных металлов нарушит всю цепочку поставок американских технологических компаний, особенно пострадает оборонная промышленность США, считает австрийское издание Contra Magazin.

Редкоземельные металлы являются сырьем, необходимым при производстве высококачественных американских чипов, которые действительно лучшие в мире, отмечает китайский профессор. Их разработка и производство очень дорогие, поэтому американцы продают их по очень высокой цене. И главным покупателем является Китай. В 2018 году мировые продажи чипов составили 469 млрд долларов, и большую часть чипов – на 300 млрд долларов – импортировал именно Пекин.

Если Трамп заблокирует продажи чипов высокого класса в Китай, то американские производители чипов обанкротятся, нанеся огромный ущерб Уолл-стрит. Тогда как Китай отделается легким испугом – разве что модернизация промышленности немного замедлится, зато Пекин активней начнет импортозамещение по чипам.

«У США есть собственные редкоземельные запасы, но потребуются годы, чтобы они восстановили свою редкоземельную промышленность и смогли удовлетворить свои потребности в производстве чипов. Даже когда США завершат восстановление отрасли, Китай к этому моменту уже завершит НИОКР по высококачественным чипам и начнет экспортировать собственную продукцию», – считает профессор Китайского народного университета.

«Редкоземельные металлы – это один из многочисленных, но очень действенных инструментов Китая в достижении поставленных целей», – согласен Топорков. Причем Пекину совсем не обязательно вводить полное эмбарго на эти металлы, достаточно поднять цены на них.

«Китай может «ударить» увеличением цен на редкоземельные металлы. И это даже не вероятность, это факт – рыночные цены уже пошли в гору на новостях про Huawei. Китай вряд ли откажется от поставок РЗМ в Америку, но он введет повышенные пошлины на экспорт в США и Японию», – считает Топорков.

По его словам, цены на редкоземельные магниты в Китае всего за один день уже подскочили на 10%. По прогнозам китайских партнеров, и по этой динамике цена на составляющие только для магнитов в ближайшие пару месяцев вырастет на 50–100%, говорит Топорков.

Семь лет назад Китай уже обкатал такой сценарий во времена администрации Обамы, когда в одностороннем порядке были введены квоты на экспорт РЗМ, что привело к резкому росту цен. Причем Пекин тогда прикрылся заботой об экологии, вред которой наносит добыча РЗМ. Тогда Китай получил лишь словесный отпор, но не реальный. Сейчас Китай может провернуть такую же историю с вполне предсказуемым результатом – «и никто ничего не сможет с этим сделать», считает Топорков.

Причем заодно с США пострадает и дружественная им Япония. «Для японцев цены поднимут, чтобы пресечь попытки реэкспорта РЗМ через Японию в США. Японский рынок тоже крайне зависит от РЗМ. В одном только автомобиле Honda Prius содержится до 7 кг РЗМ. К тому же Япония – старый китайский враг, и вставить им пику – дело чести для Китая», – объясняет эксперт.

«Граждане Китая давно ждут решительных мер со стороны Си Цзиньпина в отношении Америки. И обстановка в этом ключе очень сильно напряжена в обществе. Оружие в виде РЗМ в торговой войне может выстрелить. Причем очень больно для одних – США и Японии, и очень выгодно для других – для России, – резюмирует российский эксперт. – Но как поведет сейчас себя мистер Си? Сможет ли он серьезно ответить Трампу или опять откатится полумерами во внешней политике?»

Россия может действительно выиграть от этой редкоземельной торговой войны Китая и США. «Как известно, войну выигрывает тот, кто в ней не участвует. И в данном случае все благоволит нам – две самые большие экономики «воюют» между собой, а мы на их фоне и с искусственно ослабленным курсом рубля должны строить хай-тек-производства и заводить к себе инвесторов, ведь рабочая сила в пересчете не доллары – очень дешевая», – считает собеседник.

По-хорошему, здесь должен развернуться Роскосмос: начать штамповать свои «уникальные» компоненты для ракет и выгодно экспортировать их в США. Открывается дорога новым деталям, инструментам, конструкциям, а не сырью. Пора начать торговать высокотехнологичными товарами и компонентами, а не сырьем. И наши близкие отношения с Китаем должны этому способствовать», – заключает Топорков.

Второй козырь в руках Китая против Вашингтона – это госдолг США, отмечает профессор Китайского народного университета. КНР держит более 1 трлн долларов казначейских облигаций США. Именно Пекин внес наибольший вклад в стабилизацию экономики США, купив во время финансового кризиса 2008 года американские долги. Что ждет американскую экономику, если Пекин начнет избавляться от значительной доли американского долга, как это делает Россия, даже сложно себе представить.

Наконец, последней картой в рукаве Пекина является рынок американских компаний в Китае. Американские производители пришли и обосновались в КНР очень давно, сразу после великих китайских реформ и открытий. Здесь они получают огромную прибыль – значительно более высокую, чем китайские компании на рынке США.

В официальной статистике США по поводу товарооборота с Китаем имеется большая доля лукавства. С одной стороны, США действительно экспортировали только на 120 млрд долларов в Китай, а импортировали из Китая товаров на 540 млрд долларов (данные 2018 года). Однако американская статистика не учитывает простой факт: многие товары, производимые в Китае, принадлежат американским компаниям. Например, те же «Айфоны», собранные в Китае, будут потом проданы в США. Они будут считаться китайским экспортом, но фишка в том, что китайские компании на их производстве и переработке зарабатывают намного меньше, чем сами американцы – на разработке и маркетинге готовых смартфонов.

Источник

0 0
Оставить комментарий
Freedom-news 25.05.2019, 16:15

Зачем США осознанно подсаживаются на российскую нефть

В первой половине мая американские компании купили пять миллионов баррелей Urals — объем, сопоставимый с совокупным экспортом нефти из России в США с начала года. Такой скачок — следствие острой нехватки сырья из-за введения Вашингтоном санкций против Венесуэлы. Аналитики прогнозируют, что до конца года заокеанские продажи российского черного золота вырастут втрое.

Получили крохи

Почти сразу после введения санкций против венесуэльской госкомпании PDVSA американские нефтяники принялись подсчитывать потери. Объем поставок из Венесуэлы упал в три раза. Хотя легкой малосернистой нефти у США в избытке (в первую очередь это западнотехасская WTI), ее не хватит, чтобы удовлетворить потребности в сырье.

Ряд американских НПЗ — в частности, на Восточном побережье и в Мексиканском заливе — ориентирован на переработку тяжелой сернистой нефти, поступавшей главным образом из Венесуэлы. Американцы сами перекрыли этот канал.

По данным инвесткомпании Caracas Capital Markets, в последнюю неделю февраля два танкера доставили из южноамериканской страны в США лишь 766 тысяч баррелей сырья. При этом российские компании на той же неделе отправили в США девять судов с более чем тремя миллионами баррелей нефти и нефтепродуктов.

К началу апреля объем венесуэльского нефтяного экспорта в США сократился в 4,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 139 тысяч баррелей в сутки. А после того как 28 апреля вступило в силу эмбарго, поставки прекратились совсем.

Введенное ограничение вызвало острый дефицит на рынке США, признало Международное энергетическое агентство (IEA). Пострадали все ключевые игроки американской нефтепереработки — Citgo Petroleum, Valero Energy и Chevron.

В то время как в первые две недели мая поставки венесуэльской нефти в Соединенные Штаты находились на нуле, закупки российского сырья вышли на рекордные объемы.

Как подсчитали в Caracas Capital Markets, с 1 по 13 мая 13 танкеров из России доставили в США пять миллионов баррелей — практически столько же, сколько за предыдущие четыре месяца.

«Ирония в том, что русские извлекают выгоду из краха Венесуэлы: одна находящаяся под санкциями страна заменяет другую в поставках Соединенным Штатам», — отмечает управляющий партнер Caracas Capital Расс Дэллен.

По его прогнозу, ежемесячные поставки российской нефти в США к концу года вырастут втрое. С этими оценками соглашаются и другие аналитики.

«Россия с удовольствием заполняет на американском рынке венесуэльскую нишу. Тем самым Москва очень эффективно страхуется: она ведь одолжила Каракасу денег, а надежды на их возвращение невелики», — подчеркивают эксперты портала Oil Price.

Ни себе ни людям

Срочно искать замену пропавшей с рынка сернистой нефти приходится и европейским заводам, ориентированным на переработку тяжелых сортов. Они стали случайными жертвами санкций США против Ирана и Венесуэлы, из-за чего рынок лишился почти 800 тысяч баррелей в сутки. К тому же в рамках соглашения ОПЕК+ государства-экспортеры урезали в первую очередь добычу тяжелых сортов, сохраняя объемы поставок более дорогой легкой нефти.

По данным Refinitiv Eikon, с октября по март Саудовская Аравия снизила экспорт сернистых сортов в Европу почти вдвое, Ирак — более чем на 40 процентов. В апреле недоступность иранской и венесуэльской нефти привела к тому, что европейские покупатели буквально дерутся за российскую Urals, отмечает Reuters.

«Все нефтеперерабатывающие заводы ищут Urals или ее аналоги, — цитирует агентство одного из европейских нефтетрейдеров. — И очевидно, что этой нефти на всех не хватит».

Альтернативные поставки обходятся существенно дороже. В марте обострившаяся конкуренция между европейскими НПЗ за российскую нефть сократила разницу в цене между Urals и Brent на 30 процентов — до минимума с 2013 года.

Благодаря этому российские нефтяники заработали за первый весенний месяц на 140 миллионов долларов больше, чем в октябре, до введения президентом США Дональдом Трампом нефтяных санкций против Ирана и эмбарго на поставки черного золота из Венесуэлы.

«Санкции и другие геополитические факторы уже привели к тому, что нефтеперерабатывающий сектор испытывает нехватку тяжелой нефти, ранее импортируемой из Венесуэлы и отчасти из Ирана. Особенно эта проблема актуальна для США, — заявил на днях министр энергетики России Александр Новак в интервью газете Asharq al Awsat. — Трудно сказать, за чей счет будут восстановлены поставки тяжелых сортов нефти, но их дефицит подтверждают положительные премии Urals и растущие дисконты WTI к Brent».

Источник

0 0
Оставить комментарий
Freedom-news 26.05.2019, 17:52

США устанавливают новые правила для курсов валют

Штаты вполне могут реализовать идею наказать другие страны за якобы манипулирование своими валютами. На самом деле, США сами являются главными махинаторами. В текущем ослаблении валют развивающихся стран виноваты именно американцы, которые нанесли удар под дых Huawei. А сколько раз российский рубль улетал в бездну под влиянием американских санкций?

Министерство торговли США предложило вводить компенсационные пошлины на товары из стран, занижающих стоимость своей валюты по отношению к доллару. По словам главы американского министерства Уилбур Росс, это нововведение «даст понять зарубежным экспортерам, что Министерство торговли может компенсировать валютные субсидии, наносящие ущерб отраслям промышленности США». «Иностранные государства больше не смогут использовать валютную политику в ущерб американским рабочим и предприятиям»,- цитирует его CNBC. В министерстве только намерены определить критерии недооценки национальных валют той или иной страны.

Новые пошлины грозят Японии, Южной Корее, Индии, Германии и Швейцарии, уверяет телеканал. Ранее сообщалось, что под подозрением американцев в манипулировании валютами 12 стран, но их число может вырасти до 20. В их числе называлась Россия, Вьетнам, Таиланд, Индонезия, Ирландия и Малайзия. Отсутствие в этом списке Китая легко объяснимо – с ним уже и так ведется торговая война, и в отношении китайских товаров уже введены пошлины. Здесь американцам не нужны новые поводы, достаточно старых.

«Новая инициатива Минпромторга США, вполне вероятно, будет воплощена в жизнь в свете разгорающихся международных торговых противоречий. США уже давно практикуют принятие экстерриториальных законов. Ужесточение импортных пошлин на основе обвинения ряда стран в манипулировании валютным курсом будет означать произвольное регулирование условий двусторонней торговли на основе экономических интересов Соединенных Штатов. В таком случае возражения торговых партнеров США не будут иметь какого-либо значения. Проблема заключается в том, что доллар США является ведущей валютой международных расчетов. Поэтому под действие новых требований США подпадут все страны, ведущие активную внешнюю торговлю», – говорит старший риск-менеджер «Алго Капитал» Виталий Манжос.

Это поможет американцам убить одним ударом сразу двух зайцев. С одной стороны, легко и быстро отрегулировать торговлю. С другой, повлиять на валютную политику формально независимых от США государств. Конечно, все это противоречит основным принципам ВТО, однако для Дональда Трампа – это вовсе не проблема. Он не исключает выхода США из состава ВТО.

Что касается России, то аргументов для ее обвинений в манипулировании валютой у американских властей немного. Впрочем, США это никогда не останавливало. Им нужен всего лишь новый повод для того, чтобы атаковать. Украинский фактор сдувается, карта всесильных русских хакеров уже разыграна, авиакатастрофа над Украиной и история Скрипалей выжата до последней капли.

Ранее Минфин США указывал три критерия, по которым страну можно отнести к числу злостных валютных манипуляторов. Во-первых, это объемы и частота валютных интервенций, проводимых денежными властями страны. Во-вторых, величина превышения экспорта над импортом страны. В-третьих, значимость страны для внешней торговли США.

Внутри России экспорт превышает импорт. В 2018 году – почти в два раза. Продали российских товаров за рубеж на 450 млрд долларов, а купили иностранных товаров на 238 млрд долларов. Однако то, что сальдо торгового баланса России сложилось положительным – для российской макроэкономики только благо. Россия зарабатывает больше валюты, чем тратит ее на покупку импортных товаров. Конечно, это создает условный избыток валюты внутри страны, который сказывает на курсе рубля. Но было бы странно, если бы российские власти ввели ограничения на российский экспорт себе в убыток только потому, что так хочет Вашингтон.

Валютные интервенции российский Центробанк проводит активно, и положительное сальдо платежного баланса превышает 3% ВВП. Только в прошлом году объем покупки валюты составил 4,2 трлн рублей. Однако с точки зрения Банка России, интервенции нужны совсем не для того, чтобы манипулировать курсом валют. «Центробанк закупает валюту для Минфина только в рамках бюджетного правила, которое призвано обеспечивать независимость экономики от нефтяных цен, а не направлено на поддержание того или иного курса рубля. Нет совершенно никаких оснований обвинять нас в манипулировании валютным курсом», – заявила председатель Банка России Эльвира Набиуллина в интервью «Известиям».

В рамках бюджетного правила сверхдоходы от сырьевого экспорта не тратятся, а копятся в качестве резервов (идут в Фонд национального благосостояния). Это подушка безопасности, которая поможет сгладить для России прохождение очередного кризиса в мировой экономике, сопровождающегося падением цен на нефть. Суть в том, что мировые цены на нефть – это то, на что Россия никак не может влиять, она может лишь подготовиться к ухудшению внешней конъюнктуры. А новые потрясения не за горами, исходя из цикличности мировой экономики (примерно каждые десять лет – рецессия). Вопрос лишь ­– когда она произойдет.

По американской логике, России надо сейчас проедать все поступающие нефтедоллары в страну. Это, конечно, на первых порах может даже подтолкнуть к росту и благосостояние россиян, и экономические темпы России. Однако когда грянет кризис, спасения ждать будет неоткуда.

Обвинить Россию по последнему критерию американцам будет крайне сложно. Торговля с Россией не имеет серьезного значения для самих США.

Правда, товарооборот РФ с американцами, не смотря на всю агрессию и санкции, продолжает расти. В прошлом году он вырос почти на 8% до 25 млрд долларов. Причем, Россия сколько экспортировала в США, столько и импортировала из США – по 12,5 млрд долларов. Хотя торговое сальдо отрицательное, но разница между экспортом и импортом составляет всего 10 млн долларов. Причем, для России США являются довольно значимым партнером – по доле в российском товарообороте они занимают седьмое место (в прошлом году было шестое). Тогда Россия, как торговый партнер для США, имеет малую важность. И это, кстати, серьезно уменьшает риск начала торговой войны с Россией. Правда, к Москве, как известно, у Вашингтона особый, санкционный, подход.

Китай – как крупнейшего торгового партнера для США ­ – уже настиг удар из-за океана в виде пошлин на китайские товары и удара по Huawei. Пекин обвинялся Трампом в манипулировании валютой неоднократно. Но так можно считать валютными манипуляторами любую страну, которая ориентирована на экспорт, потому что слабая местная валюта им всегда выгодна. А это, например, все нефтедобывающие страны. Российские нефтедобывающие компании оказались наиболее рентабельными в мире после обвала рубля предшествующих лет, отмечают аналитики FxPro.

«Каждое снижение курса юаня воспринимается Трампом как попытка подорвать экономику США, продавая больше товаров и тем самым увеличивая торговый дефицит страны. Обменный курс юаня формируется на торгах внутри страны, где Народный Банк Китая удерживает его в коридоре. 2% – это максимально допустимое отклонение от среднедневного значения», – отмечает управляющий партнер Exante Алексей Кириенко.

Какие способы манипулирования валютой имеются в руках государств? «До 2007 Китай и Россия активно наполняли золотовалютные запасы, что сдерживало рост курса, однако эта практика осталась в далеком прошлом. Еще раньше подобную картину могли наблюдать у Японии», – отмечают там.

Сейчас центробанк любой страны может с помощью снижения процентных ставок сократить интерес к национальной валюты на фоне снижения доходности облигаций. Валютные интервенции, какую бы цель они ни преследовали, тоже оказывают влияние на местную валюту. «Это считается нормальной практикой, а вот держать курс валюты под контролем, несмотря на внушительный профицит торгового баланса, вызывает порицание. Это расценивается как искусственное создание конкурентного преимущества для товаров, производимых на территории этой страны», – говорят аналитики FxPro.

«Строго говоря, так называемые «манипуляции» валютой со стороны независимых государств не являются манипуляциями. Суверенная страна имеет полное право в случае необходимости регулировать курс национальной валюты, исходя из собственных интересов. Поэтому претензии в манипуляции валютным курсом со стороны другой страны — это фактически обвинение в проведении независимой экономической политики. Иными словами, предполагаемые «манипуляции» других стран собственными валютными курсами являются для США лишь благовидным предлогом для произвольного регулирования условий и объемов взаимной торговли», – говорит Манжос.

На самом деле, США собираются наказывать других за то, чем сами без зазрения совести занимаются. Дональд Трамп сам активно манипулирует курсом доллара.

Американский президент хочет развития внутреннего производства в стране и роста экспорта американских товаров. Этому мог бы помочь слабый доллар. Трамп через твиты (словесные интервенции), путем давления на ФРС США, развязыванием торговых войн и попытками повлиять на нефтяные котировки и ОПЕК, неоднократно пытался манипулировать курсом доллара. Получается у него пока не очень – но это другой вопрос.

«Зачастую США сами манипулируют курсом доллара посредством ввода различных санкций в отношении неугодных стран. США прекращают обслуживание любых банковских операций в долларах или грозятся ввести эти меры, таким образом, влияя на валюты неугодных стран», – отмечает Кириенко. Далеко за примером ходить не надо. В прошлом году рубль начал резкое ослабление в апреле после санкций США против компаний Олега Дерипаски. С августа начался новый виток падения курса рубля – и виноваты были снова США. Курс рубля так отреагировал на угрозы новых санкций против России.

«Из-за эскалации торговой войны глобальные рынки вновь находятся под давлением, все валюты развивающихся рынков сейчас в отрицательной зоне, и Россия – не исключение. Рубль выглядит лучше многих коллег, но понемногу слабеет. Таким образом, США невольно помогают девальвации российской валюты, делая российский экспорт более конкурентоспособным на мировых рынках», – заключает Кириенко.

Попытки Трампа ослабить доллар не увенчались успехом. А зачем это делать, если можно обвинить в манипуляции другие страны и сделать то, что выгодно американской экономике.

Источник

0 0
Оставить комментарий
Freedom-news 26.05.2019, 17:40

Новый ледокол даст России гигантские преимущества в Арктике

На Балтийском заводе в Санкт-Петербурге 25 мая спущен на воду третий атомный ледокол проекта 22220 «Урал». Это событие является знаковым для российского присутствия в Арктике. Ледоколы данного проекта обеспечат нашей стране принципиально важные геополитические преимущества и многократно окупят свою огромную стоимость. Каким образом?

Всего запланировано строительство пяти ледоколов этого проекта, два из которых ещё предстоит заложить. После окончания постройки ледоколы проекта 22220, также называемые «тип ЛК-60Я», станут основой российского ледокольного флота в Арктике. «Урал» стал вторым серийным ледоколом проекта 22220 – на воде уже находятся головной ледокол «Арктика» и первый серийный ледокол «Сибирь» этого проекта.

«Арктика», «Сибирь» и «Урал» являются двухосадочными судами. Это означает, что они могут менять свою осадку в процессе эксплуатации, уменьшая её для обеспечения захода в устья сибирских рек – Оби, Енисея и Лены. Такая особенность позволяет каждому ледоколу заменить сразу два существующих, так как до сих пор проводка судов осуществлялась комбинированным способом: по Севморпути их вели линейные ледоколы класса «Арктика» (самый массовый класс советских и российских ледоколов имеет то же название, что и головной корабль типа ЛК-60Я), а в устья рек заводили ледоколы класса «Таймыр», имевшие меньшую осадку и лучшую маневренность.

При этом новые ЛК-60 выгодно отличаются от старых ледоколов класса «Арктика». В их конструкции учтены все достижения технического прогресса последней четверти века – ведь последняя «Арктика», ледокол «50 лет Победы», был спущен на воду ещё в декабре 1993 года. Так, например, за счёт автоматизации экипаж нового ЛК-60Я удалось уменьшить до 74 человек по сравнению с 138 на «Арктиках».

А вот мощность реакторов поднялась – вместо двух реакторов ОК-900 мощностью по 171 МВт каждый, на новых ледоколах установлены реакторы РИТМ-200, выдающих по 175 МВт. Практически всю эту прибавку реакторной мощности за счёт лучшего КПД удалось передать на валы ледокола – ЛК-60Я имеет валовую мощность в 60 МВт, тогда как у «Арктик» она составляла лишь 55 МВт.

Однако и это ещё не всё. Сама по себе мощность ледокола не связана напрямую с его ледовой проходимостью, на которую кроме неё влияет ещё масса иных факторов. Удивительно, но и здесь за счёт технологических новинок зависимость оказалась нелинейной – при увеличении мощности лишь на 9%, с 55 до 60 МВт, ледопроходимость возросла на целых 15% – с 2,25 метра («Арктика») до как минимум 2,6 метра у ЛК-60Я.

Ну и, наконец, силовая установка ледокола, два реактора РИТМ-200, стала практически необслуживаемой – перезагрузка нового, металлокерамического топлива повышенной ураноемкости, с обогащением около 20%, будет осуществляться только один раз в 10–12 лет. Реакторы рассчитаны на период непрерывной работы в 26 000 часов, а их назначенный срок службы составляет 40 лет, с одним крупным ремонтом посредине срока, на рубеже 20 лет. Таким образом, спущенный сегодня на воду «Урал» вполне может встретить 2060 год, ещё находясь в составе российского ледокольного флота в Арктике.

Нужны ли России ледоколы?

Строительство мощного ледокольного флота – отнюдь не простое и очень недешёвое начинание. На сегодняшний день контрактная стоимость трёх первых ледоколов проекта ЛК-60Я составляет 121,4 млрд рублей, или около двух млрд долларов США. Однако без этой постройки уже было просто невозможно обеспечить функционирование Севморпути: из старых «Арктик», по состоянию на 2019 год, в эксплуатации оставались только два самых новых ледокола – «Ямал» и «50 лет Победы», а оставшиеся четыре ледокола 1970–1980-х годов постройки уже находятся в отстое в ожидании утилизации.

Таким образом, оставшегося в строю к началу 2019 года ледокольного флота уже было недостаточно для обеспечения круглогодичной навигации по Севморпути. Особенно с учётом того, что кроме обеспечения традиционного для СССР «северного завоза», ледоколам ещё было необходимо поддерживать всё более ёмкую систему «северного вывоза» – экспортных поставок нефти и газа с месторождений Ямала, Гыдана и арктического шельфа.

Фактически проекты «Арктик СПГ» и «Ямал СПГ», ориентированные на обеспечение круглогодичных поставок сжиженного газа на рынки Европы и Азии, оказались заложниками процесса сохранения и развития ледокольного флота. Без современных ледоколов даже танкеры-газовозы ледового класса типа «Кристоф де Маржери», сами по себе являющееся чудом техники, могли бы просто не пробиться в зимний период к погрузочным терминалам на арктическом побережье России. А зимний период – это как раз «золотое дно» в вопросе цен на спотовом рынке природного газа, когда спрос на него традиционно высок, как и цена.

Интересно, что потребности флота арктических танкеров и газовозов уже напрямую воздействуют и на будущую судьбу проекта ЛК-60Я. Новые ледоколы, четвёртый и пятый в типе ЛК-60Я, будут на пять метров шире, что обеспечит более высокую скорость проводки танкеров-газовозов ледового класса. На сегодняшний день «Кристоф де Маржери» и однотипные с ним суда буквально «протискиваются» по ледовому маршруту вслед за «Арктиками», имея скорость около четырех узлов. В случае же использования новых ЛК-60Я, тем более модифицированных по ширине, скорость проводки можно будет поднять до шести узлов – в полтора раза. Что тут же принесёт десятки миллионов долларов ежегодной экономии только на транспорте.

При этом возможностей даже модифицированного типа ЛК-60Я не хватит на ещё один амбициозный проект – круглогодичное обеспечение навигации по восточному плечу Севморпути. В рамках этого проекта Россия планирует перевалку 20 млн тонн СПГ в Петропавловске-Камчатском для продажи в Азии и круглогодичное использование восточного маршрута Севморпути. Такую мегапрограмму можно решить лишь в случае постройки двух-трех сверхмощных ледоколов класса «Лидер» (ЛК-110Я), которые будут иметь совершенно невообразимую мощность в 120 МВт на валах. Серия из трёх таких сверхмощных ледоколов будет построена на стапелях дальневосточного судостроительного комплекса «Звезда», а строительство первого ледокола должно стартовать уже в 2020 году.

Такая весомая прибавка к ледокольному флоту России создаст совсем иную геоэкономическую и геополитическую реальность. В которой Северный морской путь станет постоянно действующей транспортной артерией, конкурирующей с путями через Суэцкий канал, вокруг мыса Доброй Надежды и сухопутными коридорами Евразии.

Единственные и неповторимые

Российский ледокольный атомный флот вот уже шестьдесят лет остаётся надёжной опорой России в Арктике. В этом году мы отметим этот радостный юбилей – 3 декабря 1959 года первый атомный ледокол «Ленин» был сдан в эксплуатацию Министерству морского флота СССР.

С тех пор СССР, а потом и Россия, ни на год не теряла присутствия в Арктике – в том числе и благодаря постоянному использованию и совершенствованию атомного ледокольного флота. Даже в самые «тёмные» 1990-е годы атомные ледоколы жили, работали и пробивались во льдах к тем, кто их ждал в самых отдалённых и суровых уголках России.

На сегодняшний день только у России есть реальный действующий ледокольный флот.

В то время как у других арктических стран – США, Канады, Норвегии и Дании есть лишь постоянно декларируемые планы по его созданию, при весьма скромных ледоколах, находящихся в реальной эксплуатации.

Третий ледокол проекта ЛК-60Я, спущенный на воду со стапелей Балтийского завода – наглядный символ того, что Россия вернула себе атомный ледокольный флот и смогла освоить его массовую постройку. В отличие от головного судна проекта, «Урал» сошёл со стапеля уже с полностью загруженными реакторными установками и практически полностью готовой системой электродвижения. Это упростит труд судостроителей, сократит расходы и сроки достройки.

В момент схода махины ледокола со стапеля один из судостроителей не удержался и громко крикнул: «Охренеть!» Действительно, чистая эмоция – рядом с чудом техники, технологии и человеческого труда.

Источник

0 0
Оставить комментарий
Freedom-news 26.05.2019, 00:09

«Аэрофлот» хочет отказаться от «Суперджетов». При чём тут «Боинг»?

Продолжается череда так называемых происшествий с авиалайнерами SSJ-100 компании «Аэрофлот». Самолёты, ранее совершенно нормально добиравшиеся из точек А в точки Б, задерживаются на проверки, возвращаются из рейсов, в них находят незамеченные ранее поломки. Создаётся ощущение, что кто-то очень влиятельный хочет вообще убрать их из неба.

15 мая стало известно, что этот «кто-то» проиграл. Российское правительство официально объявило, что никакого сокращения выпуска «Суперджетов» не будет, равно как не будет и приостановки их полётов.

При этом проблемы декларируются не только у «Аэрофлота», но и, скажем, у авиакомпании «Азимут», летающей исключительно «Суперджетами». Что же получается, наш самолёт действительно плох или нас просто пытаются в этом убедить? Вот ведь и Boeing 737-800 «Ютейра» вернулся во Внуково из-за проблем с шасси... Но атака идёт в основном на SSJ-100.

Причём атака настолько сильная, что руководство страны сменило руководство Объединённой авиастроительной корпорации, назначив туда самого известного эффективного менеджера России Анатолия Сердюкова. Заставит ли он наших перевозчиков и в первую очередь «Аэрофлот» поверить в SSJ?

Не могли отказаться

Судя по всему, у главного из перевозчиков, чей контрольный пакет принадлежит государству, и который вместе с «дочками» контролирует более 50% пассажирских авиаперевозок, есть веские причины не доверять «Суперджету». Но насколько они объективны? Не влияет ли на них, например, наличие у некоторых руководителей «Аэрофлота» недвижимости на Лазурном берегу, то есть в стране победившего Airbus? Именно оттуда наблюдал глава компании Виталий Савельев за сотнями задержек и отмен рейсов в февральскую непогоду, именно там он узнал, что от использования «Суперджетов» отказалась последняя европейская авиакомпания, у которой они стояли на балансе, — ирландская CityJet.

И, кажется, сделал соответствующие выводы. Всеми своими новостями «Аэрофлот» подчёркивает, что «Сухие» были ему навязаны (и авиастроители, и авиаперевозчик принадлежат государству как мажоритарному акционеру, поэтому отказаться от сделки невозможно), и генеральный директор, как тот прокуратор, умывает руки. Разумеется, всё это — исключительно забота о пассажирах.

Не зря на подписании соглашения о закупке очередной партии «Суперджетов» присутствовал лично Владимир Путин — судя по всему, были опасения, что господин Савельев «сбежит из-под венца». Нежелание «Аэрофлота» иметь дело с новым российским авиапарком очевидно. И, к сожалению, объяснимо не только, а может быть, и не столько соображениями безопасности.

Как правильно продавать

SSJ-100 — безусловно, не самый удачный самолёт. Сама история его возникновения, когда в борьбе за государственное финансирование сырой эскиз выиграл у практически готового и уже сертифицированного Ту-334, требует специального расследования. Потратить миллиарды долларов на то, чтобы собрать фактически иностранный самолёт (на старте 80% комплектующих были импортными, сейчас порядка 50%), дорогого стоит. Во всех смыслах.

Тем не менее годы доведения до ума сделали этот лайнер не то чтобы люксовым (хотя, кстати, есть и такие сборки), но вполне конкурентоспособным самолётом, налетавшим уже миллионы часов. Да, с двумя катастрофами, но в обеих заметна роль человеческого фактора. Всё это не может не раздражать менеджеров Boeing и Airbus, монополия которых в российском небе внезапно оказалась под угрозой.

А работать с людьми западные корпорации умеют. Вспомните нашумевшее дело о взятках при закупке автомобилей Mercedes для нужд высших российских властей: знаменитый концерн вышел на людей, принимающих соответствующие решения, и простимулировал их, это доказано судом. Они могли выиграть конкурс и без этого, у нас очень любят «Мерседесы», но миллионы евро на частные панамские и латвийские счета укрепляют эту любовь, делают её надёжной и взаимовыгодной. Разумеется, под стягом заботы о пассажирах.

Голые пассажиры Савельева

Если так решаются вопросы с непростыми пассажирами гаража особого назначения ФСО, что уж говорить о простых смертных? Давайте посмотрим, как главный и единственный лоббист авиации в верхних эшелонах власти заботится о своих клиентах. За шесть последних лет «Аэрофлот» последовательно продавил:

– введение невозвратных билетов — на Западе это удел лоукостеров;

– изменение норм питания на борту — кормить стали меньше;

– создание «первого лоукостера» — самой беспощадной к пассажирам авиакомпании «Победа»;

– изменение норм провоза ручной клади — сокращение списка бесплатных предметов и веса бесплатной клади;

– а с 2019 года — и введение «безбагажных» билетов.

Всё это обосновывается заботой о пассажирах, которым «не приходится платить за ненужные услуги». Идеальный пассажир главы «Аэрофлота» Виталия Савельева — это голое существо без личных вещей, багажа и естественных потребностей, которое не задаёт никаких вопросов, не требует никакого внимания и после открытия выходов мгновенно покидает борт самолёта.

Одновременно удаётся «сдерживать цены». Действительно, рублёвая базовая цена на перелёт в России сейчас не выше, чем в 2011 году, вот только набор услуг за эти деньги уменьшился радикально. Да, это общий процесс в экономике: снижение качества при сохранении цены заметно в мясной и молочной промышленности, в хлебопечении и стрижке, в общепите и образовании. Но не надо рассказывать при этом про заботу о клиентах. Такие манёвры нужны только для того, чтобы не потерять их совсем, а это, согласитесь, совсем другое дело.

В процессе всех этих изменений удалось также «сбить» главного конкурента, «Трансаэро», и поставить на грань гибели ещё одного крупного перевозчика, «Ютейр». То есть выбора у пассажиров становится всё меньше. Разумеется, для их же блага.

Хочется верить, что «Аэрофлот» всё же просто перестраховывается. Без всякого заднего интереса.

Источник

0 0
Оставить комментарий
1 – 6 из 61